Топливо - коротко о правильном учете и списании ГСМ

375

На протяжении всей нашей деятельности учёт топлива считается одним из сложных участков учета. Ну и к нему всегда было пристальное внимание госорганов, поскольку при некоторых видах деятельности ИП это реально самая большая, основная, часть расходов и затрат, а затраты подлежат скрупулёзной проверке.


Нормы расхода топлива для механических ТС, судов, машин, механизмов и оборудования устанавливаются руководителями и ИП самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией. Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя или решением ИП на основании постановления 141.


В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива учет расхода производится по временной норме на срок не более шести месяцев. При временной норме нельзя устанавливать повышение (понижение) нормы по постановлению 141 (есть нюансы). Постановление 470. В случае применения норм, установленных руководителем или решением ИП, которые превышают нормы Минтранса или БелНИИТ «Транстехника», их целесообразно обосновать и однозначно стоит это сделать. Практика показывает, что лучше не устанавливать нормы свыше стандартных для вашего авто - это может стать причиной детального рассмотрения вопроса и корректировки налоговой базы. Применяемая норма должна быть реальной!


Указ № 503 не обязывает экономически обосновывать норму расхода топлива, установленную руководителем или ИП. Но необходимо учитывать, что расходами, учитываемыми при НО, признаются экономически обоснованные, которые определены на основании ПУД, а налоговая база по результатам проверки подлежит корректировке при наличии хотя бы одного из оснований, которые перечислены в п.4 ст.33 НК, а именно:

  • Установление искажения сведений о фактах совершения хозопераций;
  • Основной целью совершения хозоперации являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
  • Отсутствие реальности совершения хозоперации (фактически не поступил товар, не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Опыт работы с контролирующими органами показывает, что желательно подстраховать себя со всех сторон или 100 % владеть нормативно-правовыми знаниями для того, чтобы отстоять свою точку зрения. Каждое ваше списание, каждая поездка по вопросам ведения предпринимательской деятельности обязательно должна быть подтверждена какой-то хозяйственной операцией или документом.


Нельзя просто поехать за грибами в другой район и списать это на консультацию клиента в другом городе - должен быть Акт или Договор, что угодно. Если вам до офиса ехать 6 км, списать топливо за 40 км не получится. Можно сколько угодно думать, что налоговая не заметит и не найдет ошибку, но это не так.